5 класс Тема: Чтение текста с диалогом в лицах. Составление диалога с опорой на вспомогательный материал.
Цель урока: Развитие навыков выразительного чтения в лицах. Усовершенствование устной и письменной речи учащихся. Совершенствование деятельности учащихся, направленной на овладение способами обогащения речи.
Вызвать интерес к творчеству Г.Х. Андерсена. Воспитывать эстетические чувства, любовь к русскому языку, музыке. Воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи, умения оценить труд других.Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, чернильница, перо, фото скрипки и смычка, фото чернильниц.
Иоганн Себастьян Бах - Концерт для скрипки с оркестром ре-минор Allegro.
Г.Х Андерсен «Перо и Чернильница», И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
И.А. Крылов
Ход урока
- Объявление темы и цели урока. (слайд 1)
Тема урока «Чтение текста с диалогом в лицах. Составление диалога с опорой на вспомогательный материал».
Сегодня на уроке мы будем развивать навыки выразительного чтения в лицах, обогащать свой лексический запас. Познакомимся с творчеством Г.Х. Андерсена и И.С. Баха.
- Обсуждение эпиграфа.
Эпигафом урока являются слова И.А. Крылова: «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука.»
- Как называется басня? («Лебедь, Щука и Рак»)
- О чём говорится в басне? (Три разных по натуре героя: лебедь может только летать, рак - пятиться назад, а щуке - только плавать
- Как вы понимаете эпиграф? (Если нет в товарищах согласья, то, как бы они не лезли из кожи вон, никто из не будет прав иль виноват – дело спориться не будет. )
- Лексическая работа: объяснение значения слов:
Легкомысленно - безрассудно, беззаботно, беспечно, зря, наобум, необдуманно, неосмотрительно, неосторожно, опрометчиво, без толку, не обдумав.
Виртуоз - артист, мастер, маэстро, знаток.
Кичиться - зазнаваться, быть гордым; возомнить (думать, мнить, иметь высокое мнение) о себе.
Спесь - гордость, обидчивость, корчить из себя важную особу (аристократа, ученого, начальника), принимать важный вид; надменный, хвастливый.
Сатира - насмешка, высмеивание.
Притча - краткий иносказательный рассказ назидательного содержания; иносказательное выражение. (слайд 2, 3).
- Что такое диалог? (диалог - словесный обмен между двумя, тремя и больше собеседниками.)
- Слушаем «Концерт для скрипки с оркестром ре-минор» И.С. Баха.
- какой инструмент звучит? (скрипка) (слайд 4)
- что вы знаете о композиторе И.С. Бахе? ( Немецкий композитор. При жизни славился как органист и клавесинист; его композиторское творчество воспринималось современниками в связи с практической деятельностью, протекавшей в типичной для музыканта 17—18 вв. обстановке церкви, двора и города. Центральное место в инструментальном творчестве Баха занимает органная музыка. При жизни Баха была опубликована небольшая часть его произведений).
- что главнее, скрипка или смычок? Почему? (и скрипка, и смычок важны, потому что музыка не сможет звучать как без скрипки, так и без смычка).
- чем пользовались люди для письма? (уголь, резы, перо). Учитель демонстрирует чернильницу и перо. (слайд 5, 6)
- Под музыку И.С. Баха слушаем текст Г.Х. Андерсена «Перо и Чернильница». (слайд 7)
- Читаем текст в лицах. (слайд 8).
- Обсуждение героев сказки и их значимости.
- Кто важнее, Чернильница или Перо? Почему? (оба важны, так как и без Чернильницы, и без Пера не получилось бы что-либо написать).
- Может ли Перо без Чернильницы и наоборот? (нет).
- Кто же, по-вашему, важнее в создании поэтических творений? (мастер)
- Подготовка к творческой работе «Диалог Скрипки и Смычка».
Разбираем опорные слова (по отношению к кому мы можем их использовать?) (слайд 9, 10)
Красивая, стройная, нарядная, петь красивее и звонче любого соловья, никому не нужен, пользы нет. (по отношению к Скрипке).
Скромный, тихий, тоненький, не любил хвастаться, обидели слова, играть, красивые звуки, стыдно, не красиво обижать друзей, дружба помогает во всех делах. (по отношению к Смычку).
- Составляем диалог Скрипки и Смычка по данному началу:
В красивом доме жила Скрипка. Днем она лежала в мягком футляре и постоянно хвасталась. (слайд 10)
- Слушаем и обсуждаем творческие работы.
- Итог урока.
- Возможно ли без дружной совместной работы добиться хорошего результата? (нет. Только совместный труд, общее стремление приведут к желаемому результату).
- Объявление оценок.
- Домашнее задание. Диалог (стр. 75), послетекстовые задания. Оформить творческие работы «Скрипка и Смычок». (слайд 12, 13)
Презентацию к уроку смотрите по ссылке: http://depositfiles.com/files/rplatjctn